Фрагмент для ознакомления
2
. Назначение и область применения
1.1 Описание предметной области
В предметную область (ПО) комплекса задач, к которому относится задача оценки оплаты, рассматриваются процессы планирования и учета выпуска изделий на предприятии, сдача готовых изделий на склады и отгрузка готовой продукции заказчикам в соответствии с договорами, анализ текущего запаса продукции на складах, учет и анализ полноты оплаты за отгруженную продукцию.
Задача оценки неполной оплаты отгруженного заданного изделия касается процессов отгрузки готовых изделий и оплаты их заказчиками.
Функциям, которые должны быть реализованы в задаче:
- учет отгрузки готовой продукции;
- учет оплаты заказчиками отгруженной продукции;
- анализ полноты оплаты за отгруженную продукцию.
Существует ряд ограничений, существенных для процессов, которые относятся к рассматриваемой задаче:
- вся отгрузка заказчикам осуществляется по договорам;
- каждому договору соответствует один заказчик;
- номер договора неизменен и уникален;
- товаротранспортная накладная (далее ТТН) привязана к одному договору;
- рассматриваются договора только текущего года;
- один заказчик может иметь несколько договоров;
- у изделия всегда только одна единица измерения;
- номер ПТР соответствует одной ТТН, этот номер уникален длязаказчика;
- одной ТТН может соответствовать несколько ПТР;
- дата оплаты отгруженной продукции определяется датой изПТР.
1.2 Документы предметной области
Входная информация задачи «Оценка неполной оплаты отгруженного заданного изделия» разделяется на условно-постоянную и оперативно-учетную информацию. Условно-постоянная информация, необходимая для решения этой задачи, включает справочные данные о номенклатуре изделий, выпускаемых предприятием, их наименовании, единицах измерения и ценах. Эта информация отражена в справочнике готовой продукции. Входная информация, содержащая данные оперативного учета, включает данные об отгрузке и оплате. Данные об отгрузке готовых изделий заказчикам содержатся в ТТН. Этот документ об отгрузке готовой продукции всегда привязан к одному договору и, соответственно, заказчику. ТТН может содержать несколько наименований изделий, и его номер уникален для предприятия, отгружающего продукцию.
Данные об оплате заказчиками отгруженных предприятием товаров содержатся в платежном требовании (поручении). Номер этого документа уникален только для заказчика и всегда соответствует конкретной ТТН. Документ ПТР может содержать несколько наименований изделий. Одной ТТН может соответствовать несколько ПТР.
2. Постановка задачи
2.1 Организационно-экономическая сущность задачи
Автоматизированный учет отгрузки должен осуществляться на основе данных из документа ТТН. По мере поступления ТТН на обработку эти данные должны вводиться, накапливаться и храниться в базе данных в течение регламентированного периода. Автоматизированный учет оплаты должен осуществляться на основе данных документа ПТР. Эти данные также должны накапливаться и храниться в базе данных.
На основе хранимых данных (об отгрузках и оплатах за отгруженную продукцию) по запросу пользователя должен производиться автоматизированный анализ оплаты для заданного изделия и выдача отчета. Отчет должен содержать сведения об оплаченной части отгруженных изделий одного наименования и недоплате. Кроме того, должен быть выдан список изделий по всей номенклатуре, по которым имеется недоплата.
2.2 Описание входной информации
Как уже было указано ранее, входная информация для данной задачи подразделяется на условно-постоянную и оперативно-учетную информацию. К условно-постоянной информации можно отнести справочник готовой продукции, а также данные о заказчиках. Формы входных документов, содержащих оперативно-учетную информацию, приведены в таблицах ниже.
Сведения, характеризующие отгрузку, находятся в ТТН (таблица 3) Для решения задачи данные из ТТН (номер документа, дата отгрузки, идентификатор заказчика, идентификаторы отгруженных изделий и их количества, а также общая сумма отгруженного) обязательно должны поступать в базу данных.
Таблица 3. Документ, содержащий сведения об отгрузке продукцииТоваротранспортная накладная № Форма14
Дата отгрузки:_________________________
Заказчик
Наименование:
Код:
Адрес:
Договор
Номер:
Дата:
Остальные реквизиты ТТН относятся к справочной информации, которая к моменту решения задачи уже должна находиться в БД. Она должна поступать в БД с документов условно-постоянной информации па этапе первоначальной загрузки, так как эти документы являются первичными и соответственно достоверными носителями этой информации. Из «Справочника готовой продукции» берутся наименование изделия, единица измерения, из справочника «Заказчики» - дата заключения, наименование заказчика и его адрес.
Сведения, характеризующие оплату за отгруженные изделия, находятся в платежном требовании ПТР (таблица 4).
С документа ПТР для решения задачи в базу данных обязательно должны поступать основные данные, определяющие оплату: номер ПТР, идентификатор заказчика, оплатившего изделия, дата оплаты, номер ТТН, определяющий оплачиваемую отгрузку, идентификаторы оплаченных изделий и оплаченные количества, а также общая сумма оплаты по ПТР.
Разработка информационного обеспечения включает подготовку документов, содержащих информацию, необходимую для решения задачи, и анализ этой информации. Такой анализ позволит произвести формализацию данных, которая имеет целью их однозначное определение для хранения, поиска и обработки во внутримашинной сфере.
Для организации информационной базы будем использовать реляционную СУБД. Поэтому должна быть разработана логическая структура реляционной базы данных, на основе которой будет осуществляться решение задачи.
3.1 Информационный анализ предметной области
Произведем анализ исходной информации предметной области с целью определения состава и структуры информации для последующей формализации и построения информационно-логической модели данных. Приведенные выше формы входных документов, а также дополнительные сведения из описания предметной области позволяют определить роль реквизитов во взаимосвязанной информации, содержащейся в документе. На основе такого анализа установим функциональные зависимости реквизитов в соответствии с рекомендациями и требованиями нормализации данных.
Рассмотрим информацию, содержащуюся в документе ТТН. В заголовочной части ТТН содержатся реквизиты (номер документа, дата отгрузки, код заказчика, сумма отгрузки),общие для всего документа. Причем каждый из них имеет единственное значение, так как один документ ТТН всегда привязан к одному договору и соответственно к одному заказчику. Среди этих реквизитов особую роль играет номер ТТН. Поскольку номер ТТН уникален, то есть его значение не может повториться, он выполняет роль идентификатора всей информации по отгрузке изделий, содержащейся в документе с данным номером. Остальные реквизиты заголовочной части ТТН, а также общая сумма оплаты однозначно определяются номером ТТН.
Табличная часть ТТН содержит реквизиты, имеющие множество значений в соответствующих столбцах, так как ТТН может содержать несколько наименований отгруженных изделий. Среди этих реквизитов особую роль играет код изделия, который является идентификатором каждой строки документа. Таким образом, количественные данные об отгрузке, содержащиеся в каждой строке, идентифицируются (однозначно определяются) общим идентификатором документа - номером ТТН, а также кодом изделия.Описательные реквизиты изделия (в том числе единица измерения) и заказчика определяются однозначно их кодами. На основе проведенного анализа установим функциональные зависимости реквизитов документа ТТН и отобразим их в таблице 8.
Таблица 8. Функциональные зависимости реквизитов ТТН
Аналогично проанализируем информацию, содержащуюся в ПТР и «Справочнике изделий». В соответствии с описанием предметной области установим функциональные зависимости их реквизитов. Поскольку номер ПТР уникален только для заказчика, для идентификации каждого ПТР кроме номера документа используем код заказчика (или номер ТТН). Такой составной идентификатор является общим для всей информации, содержащейся в конкретной ПТР. Поскольку для каждой ПТР всегда есть ТТН, по которой оплачивается отгрузка, номер ТТН однозначно определяется идентификатором ПТР. Общая сумма оплаты также однозначно определяется этим идентификатором. В табличной части данные по оплате определяются общим идентификатором документа и кодом изделия, указанным в строке. В результате такого анализа установлены функциональные зависимости реквизитов из ПТР и «Справочника изделий», которые представлены в табл. 9.
Таблица 9. Функциональные зависимости реквизитов ПТР и справочника изделий
3.2 Выделение информационных объектов
Выявим ключевые и описательные реквизиты на основе полученных выше функциональных.
Таблица 10. Соответствие описательных и ключевых рекеизитов
Проанализируем, установленные функциональные взаимосвязи реквизитов установим для каждого из зависимых реквизитов, от каких реквизитов он зависит. После чего сгруппируем реквизиты, имеющие одинаковые ключи в один информационный объект. В результате получим таблицу реквизитного состава информационных объектов (таблица 10), в которой выделены все ИО, отображающие данные, которые используются в рассматриваемой задаче.
Таблица 11. Реквизитный состав информационных объектов
В данной таблице приняты обозначения:
П - простой вид ключа; С - составной ключ; У - уникальный ключ. Подчеркиванием выделены ключевые поля.
3.3 Определение связей и построение информационно-логической модели
Связи между выявленными информационными объектами определяются реальными отношениями между парами объектов, показанными в таблице 12. При их определении учитывались сведения из описания предметной области и семантика ИО. В частности, известно, что в одной ТТН - несколько строк по отгрузке изделий; в одном ПТР - несколько строк по оплате изделий; в одном ТТН и ПТР может быть указан только один заказчик, но для одного заказчика может быть много ТТН и ПТР, по одной ТТН может быть несколько ПТР и так далее.
Таблица 12. Связи информационных объектов
Графическое изображение информационно-логической модели (ИЛМ) в канонической форме, наглядно показывающей иерархические отношения подчиненности информационных объектов, приведено на рис. 1.
Рис. 1.Информационно-логическая модель
Логическая структура реляционной базы данных представлена на рис.2.
Под заказчиком подразумевается предприятие, заключившее договор на поставку определенной продукции с предприятием-поставщиком. Именно поэтому заказчики и изделия стоят на верху.
4. Решение задачи в системе управления базами данных MicrosoftAccess
4.1 Определение логической структуры реляционной БД
Реляционная база данных - это БД, которая воспринимается пользователем в виде совокупности таблиц.
Логическая структура реляционной базы данных представлена на рис2:
4.2 Решение задачи в системе управления базами данных
MicrosoftAccess
По мере поступления документов, содержащих данные об отгрузке и оплате по ней, должен осуществляться ввод этих данных в БД, где они должны храниться. Таким образом, осуществляется накопление необходимой для решения задачи оперативно-учетной информации.
При оценке оплаты необходимо обеспечить анализ оплаты по заданному пользователем изделию и получить список всех изделий, не полностью оплаченных заказчиком. В первом случае надо по запросу пользователя для задаваемого им изделия формировать отчет, содержащий сведения об оплаченной части отгрузки изделия и недоплатах по нему. Для ввода запроса пользователю в диалоге должна быть выведена экранная форма. Отчет должен выводиться на экран и принтер. Во втором случае необходимо сформировать список изделий, по которым имеется недоплата. Список должен включать изделия, по которым нет равенства количества отгруженных изделий (в ТТН) и количества оплаченных изделий (по всем ПТР, соответствующим данной ТТН). Список может содержать данные, показывающие отгрузку и оплату изделий. Список должен выводиться на экран и принтер. Расчеты в данной задаче должны производиться в натуральном выражении, в соответствии с контрольным примером. Расчеты производятся за период, в течение которого накапливалась информация. Недоплата рассчитывается как разность данных по отгрузке изделия и его оплате.
Для решения рассматриваемой задачи должен производиться ввод и накопление оперативно-учетной информации об отгрузке изделий по ТТН и об оплате отгруженных изделий по ПТР. Справочная информация об изделиях, выпускаемых предприятием, и заказчиках должна быть ранее занесена в базу данных в процессе решения других задач данной предметной области с соответствующих документов - «Справочника готовых изделий» и «Договора». Соответственно, в данной курсовой работе должны быть созданы таблицы: ТТН, ПТР, ОТТН, ОПТР, Изделий и Заказчиков
4.3 Обоснование выбора программных средств
В качестве СУБД для решения задачи курсовой работы была выбрана программа Microsoft Access 2000, входящая в пакет офисных программ Microsoft Office 2000. Этот выбор обосновывается следующими причинами:
1) Microsoft Acces данный момент широко распространена и является несложной в освоении;
2) данная задача не требует сложных вычислений (используются лишь небольшие арифметические расчеты);
3) Microsoft Access специально была выпущена на рынок для созданияи управления несложными базами данных с интуитивно понятным интерфейсом.
Microsoft Access - программа, предназначенная для создания баз данных (БД) и управления ими, являющаяся весьма гибкой структурой, которая может использоваться как для работы с простыми базами данных, так и для создания весьма развитого информационного обеспечения на уровне руководства фирмы или корпорации.
MicrosoftAccess хорошо подходит как для создания новых БД, так и для обновления уже существующих. Программа способна импортировать данные самых разных форматов и преобразовывать их в единую форму. MicrosoftAccess обладает дружественным и весьма удобным графическим интерфейсом. MicrosoftAccess объединяет сведения из разных источников в одной реляционной базе данных. Создаваемые формы, запросы и отчеты позволяют быстро и эффективно обновлять данные, получать ответы на вопросы, осуществлять поиск нужных данных, анализировать данные, печатать отчеты, диаграммы и почтовые наклейки.
4.4 Создание базы данных
База данных Access содержит ряд объектов:
1) таблица - это основная единица хранения данных в БД.
2) Форма - объект БД, в котором разработчик БД размещает элементы управления, необходимые для ввода, отображения и изменения данных в полях таблиц.
3) Запрос - это требование на отбор данных из таблиц или выполнение определенных действий над ними. Существуют такие запросы как: запрос на выборку, на обновление, на удаление.
Новую базу данных можно создать несколькими способами:
-при запуске Access без использования Мастера;
-при запуске Access с использованием Мастера;
-в запущенном Access из меню Файл;
-с использование кнопки Новая.
Создадим базу данных без использования мастера. При запуске Access открывается диалоговое окно, в котором предлагается создать новую БД или открыть существующую. Выбираем пункт «Новая база данных» и нажимаем <ОК>. На экране открывается окно диалога «Файл новой базы данных». В списке «Папка» выбираем папку, в которой предполагается создать новую БД. В поле «имя файла» задаем имя БД. После ввода имени нажимаем на кнопку <Создать>.
Заключение
Таким образом, поставленная задача решена. Разработанная база данных позволяет на основе хранимых данных (об отгрузках и оплатах за отгруженную продукцию) по запросу пользователя производить автоматизированный анализ оплаты для заданного изделия и выдавать соответствующий отчет. Отчет содержит сведения об оплаченной части отгруженных изделий и недооплате. Кроме того, выдается список изделий по всей номенклатуре, по которым имеется недооплата. Также для удобства пользователя программа формирует отчет, содержащий информацию о заказчиках-должниках и общей сумме недоплаты. В итоге проведенной работы был дан анализ состояния фирмы по месяцам.